Защита прав потребителей - Права потребителей

В настоящее время проблема защиты прав потребителей стоит очень остро. Закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Помимо этого область защиты прав потребителей затронута Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными нормами права, такими как «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985 г. Резолюцией № 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

Таким образом, происходит контроль качества продаваемого продукта, есть возможность осуществить независимую потребительскую экспертизу, получить полную информацию о товаре. Нарушения, допускаемые в этих случаях продавцами, недопустимы. Если Вам продали некачественную продукцию, не проверили перед продажей работоспособность товара (например, холодильника) или предложили продукт, имеющий невыгодное соотношение цены и качества, Вы вправе защищать свои права. Закон предусматривает покупку товаров и услуг, безопасных для жизни и здоровья потребителя. Поэтому продавец обязан предварительно проверить работоспособность продукции, предоставить информацию о товаре и предложить оптимальную стоимость при его покупке.

Приобретение некачественного холодильника – не самое страшное. Если вдуматься, то покупка испорченной или просроченной ветчины ведёт к куда более серьёзным последствиям для здоровья и жизни человека. Зная о непроработанности и наличии пробелов в нашем законодательстве, слабой правовой защите прав потребителя, продавцы постоянно нарушают простейшие правила, предусмотренные Законом, стремятся обмануть и одурачить покупателя.

При этом, сталкиваясь с подобными проблемами, покупатель не имеет никакой гарантии и, приходя в магазин, получает отказ в возврате денежных средств, замене или ремонте товара.

Избежать таких последствий можно только посредством требования представить подробный отчёт о качестве, изготовителе, составе, сроке реализации продукта, проверять техническое и рабочее состояние товара на месте и следить за тем, чтобы печать на гарантийный талон была проставлена только после всех перечисленных действий.

При этом, потребитель, входя в магазин, далеко не всегда четко представляет, что же конкретно он собирается приобрести. В этих условиях у продавцов очень часто возникает искушение представить свой товар в лучшем свете по сравнению с тем, что есть на самом деле. Но бывает и обратное: покупатель просто берет вещь, даже не пытаясь разобраться в том, нужна ли она ему или нет, какими качествами эта вещь должна обладать. Очень часто покупателю требуется товар, имеющий определенные свойства, связанные с потребностями именно этого покупателя, например, некоторые производители изготавливают предметы мебели, интерьера, сантехники в двух вариантах: так называемых разворотах, отличающихся друг от друга, как предмет и его отражение в зеркале. В этих условиях выбор разворота бывает решающим, так как ошибка в этом вопросе может привести к тому, что предмет физически нельзя будет установить в помещении, для которого он предназначался. Продавцы обычно стараются в момент продажи акцентировать внимание покупателя на этом моменте выбора, но далеко не всегда покупатель уделяет этому должное внимание, вследствие чего возникают ошибки и покупатель получает товар надлежащего качества, соответствующий указанным им параметрам, но который практически не может быть использован.

Надо сказать, что законодатель предусмотрел подобные случаи и ввел в закон норму, согласно которой в тех случаях, когда продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 3 ст. 4 Закона "О защите прав потребителей"). Однако такие детали обычно обсуждаются продавцом и покупателем на словах в момент выбора товара. Впоследствии бывает крайне сложно установить, какие требования на самом деле предъявлялись покупателем к товару.

Споры относительно того, была ли покупателю предоставлена вся необходимая информация или нет, если они доходят до суда, вообще редко бывают простыми.

О том, что потребитель, как наиболее массовый участник гражданских правоотношений, должен быть защищен законом, задумывались издревле. Нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Институт защиты прав потребителей складывался в течение долгого периода времени. И уже на Конгрессе в США 15 марта 1961 г. президент Джон Ф. Кеннеди произнёс речь об основных правах потребителя: на информацию, на безопасность, на выбор, быть услышанным, на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей, на здоровую окружающую среду.

На сегодняшний день, несмотря на пробелы, российское законодательство всё-таки ограждает своего потребителя от произвола продавца, насущнее остается проблема незнания потребителем своих прав. Зачастую граждане, приобретая товар, даже не догадываются, что их права ущемляют. Вот почему консультация юриста в жестких условиях современного рынка незаменима.

Юридический центр Портал» занимается вопросами защиты прав потребителей. Мы готовы оказать следующие услуги:

1. Устная, письменная и онлайн юридическая консультация по защите прав потребителя;

2. Участие в переговорах на стороне покупателя;

3. Составление письменных претензий, заявлений, возражений, искового заявления;

4. Подача иска в суд;

5. Представительство в суде;

6. Получение решения суда;

7. Информирование о сроках, порядке и ходе работы.

Пример 1: Для защиты своих прав к нам за юридической консультацией и осуществлением представительства в суде обратился гражданин С-ин, который приобрёл итальянский гарнитур в мебельном магазине. Название магазина мы не указываем по этическим соображениям. Когда С-ин выбирал для себя гарнитур и осматривал товар, никаких изъянов в нём обнаружено не было. С-ин заплатил полную стоимость, заключил договор купли-продажи и получил товарный чек. Доставку гарнитура обязаны были осуществить в течение 7 дней. Работники магазина привезли мебель в назначенный срок, но при установке гарнитура дома, С-ин обнаружил, что часть шкафа была итальянской сборки, а оставшаяся часть китайской. Обе части не соответствовали друг другу, отличались по цвету и дизайну. Когда С-ин обратился к сотрудникам магазина за защитой своих прав, где была осуществлена покупка, ему пояснили, что он заключил договор, сам выбрал гарнитур и должен был в магазине говорить о своих недовольствах. Но С-ин уверял, что в магазине гарнитур был полностью итальянской сборки, а если он и не заметил, то его ввели в заблуждение освещением в магазине.

Специалисты нашего центра были изначально абсолютно уверены в правоте С-на и при составлении искового заявления в суд указали все соответствующие доводы, а также то обстоятельство, что магазин подсунул С-ну обыкновенный брак и не хочет признавать этого. Суд удовлетворил иск и благодаря представительству в суде специалистов Юридического центра «Портал» спор решился в пользу С-на.

Пример 2: М-на Е.Д. купила в магазине диван. По договору купли-продажи доставку дивана необходимо было произвести в течение 14 дней с момента заключения договора. М-на оплатила покупку в полном размере, но в срок диван доставлен не был. Сотрудники объяснили это тем, что у них большой объём работы и они не успевают привезти мебель в срок. В итоге диван всё же был доставлен, но лишь спустя два месяца со дня покупки. М-на решила добиться компенсации за задержку, и решила истребовать сумму в магазине. Поскольку по договору штраф за каждый просроченный день составлял 0,01%, М-ой выплатили мизерное количество денежных средств. При попытке возмутиться, ей лишь указали на условия договора.

Возмущённая клиентка решила обратиться к нам за юридической консультацией и осуществлением представительства в суде. В данном случае ей хотелось не столько добиться выплаты денежных средств, сколько проучить руководство магазина и побороться за справедливость.

Изучив гражданское законодательство, юристы нашего центра пришли к выводу, что в договоре невозможно указать такую сумму компенсации, как 0,01%, поскольку это ущемляет права потребителя. Законодательство предусматривает 3% за каждый просроченный день. На основании этого сумма компенсации в адрес М-ой значительно увеличивается. Обосновав всё это в исковом заявлении, суд принял решение в пользу М-ой Е.Д., которой выплатили сумму компенсации с расчётом 3% за каждый просроченный день и компенсацию за моральный вред, причинённый М-ой.

Пример 3: Магазин торгует мобильными телефонами. Одна из моделей не имеет возможности подключения к внешним устройствам. Продавец ошибся и в прайс-листе указал, что такая возможность есть. Покупатель, ознакомившись с информацией, изложенной в прайс-листе и ценнике, решает приобрести данный телефон, при этом он учитывает, что при необходимости он может воспользоваться возможностями интерфейса Bluetooth. Продавец выписывает ему накладную, где также имеется информация о наличии интерфейса Bluetooth, и кассовый чек.

Покупатель спустя некоторое время обнаруживает, что купленный им телефон не соответствует тому, что было изложено в его описании. В данном случае купля-продажа совершена в письменной форме, а это означает, что описание товара, изложенное в накладной, является условием договора купли-продажи о товаре. Несоответствие товара условиям договора является недостатком товара, а это, в свою очередь, на основании статьи 18 Закона дает потребителю право по своему выбору предъявить одно из следующих требований: безвозмездно устранить недостаток товара или возместить расходы на его исправление потребителем или третьим лицом; соразмерно уменьшить покупную цену; заменить купленный товар на товар аналогичной марки (модели, артикула); заменить купленный товар на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Обращаем Ваше внимание, что Закон дает право потребителю обменять товар надлежащего качества, если со дня покупки не прошло более 14 дней, за исключением перечня товаров, не подлежащих обмену, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Записаться к нам на юридическую консультацию и узнать стоимость наших услуг Вы сможете, позвонив по телефону (812) 702-80-04.